Translate to:

I
In the beginning there was a stew. more precisely — in the beginning there was the Second World War, blockade hometown and a great famine, which claimed more lives, than all the bombs, shells and bullets together. By the end of the blockade was an American beef stew canned. firm “Swift”, to my mind, though I can not vouch. I was four years, when I tried it.
It certainly was the first for a long time meat. its taste, but, It proved less memorable, rather than the banks themselves. high, quadrangular, and attached to the side of the key, they proclaimed on other principles of mechanics, otherwise general outlook. key, winding the thin metal strip at opening, It was a revelation to a Russian child: we know there was only a knife. The country is still living with nails, hammers, nuts and bolts — to them she kept; she had to survive in such a big part of our lives. So nobody could really explain to me, how are sealed cans. I still do not fully understand, How does this happen. And then — then I, not looking, I gaped, Mom separates the key from banks, bends the metal tab, it is passed through the eye of the key and turn the key several times around its axis.
Years later, after, their content has been absorbed by the cloaca, the banks themselves — high, rounded — like a movie screen — angles, burgundy or dark brown, foreign letters on the sides, continued to exist in many families on the shelves and on the window sills -otchasti reasons purely decorative, partly as a convenient receptacle for pencils, screwdriver, fotoplenky, nails, etc.. Yet they are often used as flower pots.
Then we have these cans are no longer seen — nor their gelatinous contents, or unusual shape. Over the years, grew their value — at least, They are becoming more desirable in barter teenager. On this bank could barter German bayonet, naval buckle or a magnifying glass. Many fingers has been cut on their sharp edges. Still, in the third grade, I was the proud owner of two of these cans.
II
If anyone had benefited from the war, this we — her kids. Besides, that we survived, we have gained a wealth of material for romantic fantasies. In addition to the usual children's diet, consisting of Dumas and Jules Verne, at our disposal to provide all possible military bronzuletka — which is always very popular with the boys. In this case, success was all the more great, that our country won the war.
It is interesting in this case, that we are more interested in military goods of enemy, than our victorious Red Army. Names of German planes — “yunkyers”, “thing”, “messerşmitt”, “Focke-Wulf” — I was constantly on our lips. As machines “şmaysser”, tanks “tiger” and substitute products. Guns did Krupp, a bomb kindly supplied “I.G.Farbenindustri”. Children's ear is always sensitive to the strange, unusual harmonies. I think, what speakers, rather than a sense of real danger, It drew our language and mind to these names. Despite the base excess, available to the us, to hate the Germans, and despite the constant spells on this account domestic propaganda, we usually call them “Fritz”, but not “Nazis” or “Nazis”. Потому, apparently, to know them, Luckily, only as a POW — and in any other.
Besides, German technology we have seen in abundance in the military museums, which opened throughout the late forties. These were the most interesting attacks — much better, than to the circus or the movies, especially if we were taken to our demobilized fathers (those of us, i.e, whose fathers were). Surprisingly, they did not willingly, but responded in great detail to our inquiries about the firepower of a German machine gun and about the number and type of explosives that a bomb. This reluctance was generated not by a desire to protect a gentle mind the horrors of war and the desire to get away from the memories of dead friends and the feeling of guilt for, that you yourself alive. Not, they just guess, that we are driven by idle curiosity, and did not approve of this.
III
Each of them — I mean our living fathers — I kept, of course, some small change in the memory of the war. for example, binoculars (“Zeiss”!), German cap diver with appropriate signs or differences inlaid nacre accordion, silver cigarette case, gramophone or camera. When I was twelve years old, father, to my delight, suddenly pulled to light shortwave receiver. The receiver was called “Phillips” and could take the radio all over the world — from Copenhagen to Surabaya. Anyway, This is suggested by the names of cities on his yellow scale.
By the standards of that time “Phillips” This was quite portable — cozy brown thing 25x35 cm, with the aforementioned yellow scale and like a cat, absolutely mesmerizing green eye tuning indicator. It therein, If I remember it right, six lamps, and an antenna wire simple enough semimeter. But there was a hitch and. For sentry antenna sticking out of the window would mean only one thing. To connect the receiver to a common antenna on the building has been the specialist help is needed, and a specialist, in turn, He has shown an unnecessary concern to your receiver. Keep foreign receivers are not supposed to house — and point. The exit was in the cobweb on the ceiling construction, and what I did. Of course, with such an antenna, I could not catch Bratislava or especially Delhi. On the other hand, I still do not know any Czech, no hindi. Program as Bi-bi-si, “voice of America” and radio “freedom” in Russian is still jammed. However, it was possible to catch a transfer to English, German, Polish, Hungarian, French, Swedish. Not one of them I did not know. But on “VOA” you can listen to the program “Time for Jazz”, He waged the most luxurious in the world bass-baritone voice, Willis Conover.
this brown, losnyaschemusya, like an old shoe, “Filips” I owe my first knowledge of English and familiarity with the pantheon of jazz. By the age of twelve German names in our conversations we began to disappear from our lips, gradually being replaced by the names of Louis Armstrong, Duke Ellington, Эllы Fitsdzheralyd, Klifforda Brauna, Sydney was, Django Reinhardt and Charlie Parker. It began to change, I remember, even our gait: our joints are extremely frigid Russian shells began to absorb the swing. apparently, I'm not the only one among my peers could find useful application of a simple meter wire.
Six symmetric openings in the rear wall of the receiver, shimmering in the dim light of tubes, in a maze of contacts, resistors and cathodes, equally incomprehensible, as well as languages, they generated, I, it seemed, He distinguishes Europe. Receiver insides always reminded night city, with here and there scattered through neon lights. And when at thirty-two years I've really landed in Vienna, I immediately felt, to a certain extent, I know her. I can only, what, falling asleep in his first Viennese night, I clearly felt, that I was off some invisible hand — somewhere in Russia.
It was a rugged device. when once, in paroxysmal anger, caused by my endless wanderings over the airwaves, father threw him to the floor, plastic box cracked, receiver but he continued to work. Not daring to take it to the radio workshop, I've tried, how could, fix this similar to the Oder line — Neuss crack with glue and rubber ribbons. From now on, but, it existed as two almost independent from each other brittle halves. End it came, began to fail when the lamp. Once or twice I managed to find, through friends and acquaintances, some analogues, but even when he finally speechless, He remained in the family — as long as there was a family. At the end of the sixties we bought all Latvian “spidolu” with its telescopic antenna and all sorts of transistors inside. Of course, the reception was in her best, and it was portable. But one day in the studio I saw her without a back cover. the most positive, I could say about its internal, that's what they looked like a map (highway, railways, river, tributary). they did not look like any specific area. even Riga.

Most visited Brodsky's poetry


All poetry (content alphabetically)

Leave a Reply

I
В начале была тушенка. Точнее — в начале была вторая мировая война, блокада родного города и великий голод, унесший больше жизней, чем все бомбы, снаряды и пули вместе взятые. А к концу блокады была американская говяжья тушенка в консервах. Фирмы «Свифт», по-моему, хотя поручиться не могу. Мне было четыре года, когда я ее попробовал.
Это наверняка было первое за долгий срок мясо. Вкус его, однако, оказался менее памятным, нежели сами банки. Высокие, четырехугольные, с прикрепленным на боку ключом, они возвещали об иных принципах механики, об ином мироощущении вообще. Ключик, наматывающий на себя тоненькую полоску металла при открывании, был для русского ребенка откровением: нам известен был только нож. Страна все еще жила гвоздями, молотками, гайками и болтами — на них она и держалась; ей предстояло продержаться в таком виде большую часть нашей жизни. Поэтому никто не мог мне толком объяснить, каким образом запечатываются такие банки. Я и по сей день не до конца понимаю, как это происходит. А тогда — тогда я, не отрываясь, изумленно смотрел, как мама отделяет ключик от банки, отгибает металлический язычок, продевает его в ушко ключа и несколько раз поворачивает ключик вокруг своей оси.
Годы спустя после того, как их содержимое было поглощено клоакой, сами банки — высокие, со скругленными — наподобие киноэкрана — углами, бордового или темно-коричневого цвета, с иностранными литерами по бокам, продолжали существовать во многих семьях на полках и на подоконниках -отчасти из соображений чисто декоративных, отчасти как удобное вместилище для карандашей, отверток, фотопленки, гвоздей и пр. Еще их часто использовали в качестве цветочных горшков.
Потом мы этих банок больше не видели — ни их студенистого содержимого, ни непривычной формы. С годами росла их ценность — по крайней мере, они становились все более желанными в товарообмене подростка. На такую банку можно было выменять немецкий штык, военно-морскую пряжку или увеличительное стекло. Немало пальцев было порезано об их острые края. И все же в третьем классе я был гордым обладателем двух таких банок.
II
Если кто-то и извлек выгоду из войны, то это мы — ее дети. Помимо того, что мы выжили, мы приобрели богатый материал для романтических фантазий. В придачу к обычному детскому рациону, состоящему из Дюма и Жюля Верна, в нашем распоряжении оказалась всяческая военная бронзулетка — что всегда пользуется большим успехом у мальчишек. В нашем случае успех был тем более велик, что наша страна выиграла войну.
Любопытно при этом, что нас больше привлекали военные изделия противника, чем нашей победоносной Красной Армии. Названия немецких самолетов — «юнкерс», «штука», «мессершмитт», «фокке-вульф» — не сходили у нас с языка. Как и автоматы «шмайссер», танки «тигр» и эрзац-продукты. Пушки делал Крупп, а бомбы любезно поставляла «И.Г.Фарбениндустри». Детское ухо всегда чувствительно к странным, нестандартным созвучиям. Думаю, что именно акустика, а не ощущение реальной опасности, притягивала наш язык и сознание к этим названиям. Несмотря на избыток оснований, имевшихся у нас, чтоб ненавидеть немцев, и вопреки постоянным заклинаниям на сей счет отечественной пропаганды, мы звали их обычно «фрицами», а не «фашистами» или «гитлеровцами». Потому, видимо, что знали их, к счастью, только в качестве военнопленных — и ни в каком ином.
Кроме того, немецкую технику мы в изобилии видели в военных музеях, которые открывались повсюду в конце сороковых. Это были самые интересные вылазки — куда лучше, чем в цирк или в кино, особенно если нас туда водили наши демобилизованные отцы (тех из нас, то есть, у которых отцы остались). Как ни странно, делали они это не очень охотно, зато весьма подробно отвечали на наши расспросы про огневую мощь того или иного немецкого пулемета и про количество и тип взрывчатки той или иной бомбы. Неохота эта порождалась не стремлением уберечь нежное сознание от ужасов войны и не желанием уйти от воспоминаний о погибших друзьях и от ощущения вины за то, что сам ты остался жив. Нет, они просто догадывались, что нами движет праздное любопытство, и не одобряли этого.
III
Каждый из них — я имею в виду наших живых отцов — хранил, разумеется, какую-нибудь мелочь в память о войне. Например, бинокль («цейс»!), пилотку немецкого подводника с соответствующими знаками различия или же инкрустированный перламутром аккордеон, серебряный портсигар, патефон или фотоаппарат. Когда мне было двенадцать лет, отец, к моему восторгу, неожиданно извлек на свет божий коротковолновый приемник. Приемник назывался «филипс» и мог принимать радиостанции всего мира — от Копенгагена до Сурабаи. Во всяком случае, на эту мысль наводили названия городов на его желтой шкале.
По меркам того времени «филипс» этот был вполне портативным — уютная коричневая вещь 25х35 см, с вышеупомянутой желтой шкалой и с похожим на кошачий, абсолютно завораживающим зеленым глазом индикатора настройки. Было в нем, если я правильно помню, всего шесть ламп, а в качестве антенны хватало полуметра простой проволоки. Но тут и была закавыка. Для постового торчащая из окна антенна означала бы только одно. Для подсоединения приемника к общей антенне на здании нужна была помощь специалиста, а такой специалист, в свою очередь, проявил бы никому не нужный интерес к вашему приемнику. Держать дома иностранные приемники не полагалось — и точка. Выход был в паутинообразном сооружении под потолком, и так я и поступил. Конечно, с такой антенной я не мог поймать Братиславу или тем более Дели. С другой стороны, я все равно не знал ни чешского, ни хинди. Программы же Би-би-си, «Голоса Америки» и радио «Свобода» на русском языке все равно глушились. Однако можно было ловить передачи на английском, немецком, польском, венгерском, французском, шведском. Ни одного из них я не знал. Но зато по «Голосу Америки» можно было слушать программу «Time for Jazz», которую вел самым роскошным в мире бас-баритоном Уиллис Коновер.
Этому коричневому, лоснящемуся, как старый ботинок, «филипсу» я обязан своими первыми познаниями в английском и знакомством с пантеоном джаза. К двенадцати годам немецкие названия в наших разговорах начали исчезать с наших уст, постепенно сменяясь именами Луиса Армстронга, Дюка Эллингтона, Эллы Фицджеральд, Клиффорда Брауна, Сиднея Беше, Джанго Райнхардта и Чарли Паркера. Стала меняться, я помню, даже наша походка: суставы наших крайне скованных русских оболочек принялись впитывать свинг. Видимо, не один я среди моих сверстников сумел найти полезное применение метру простой проволоки.
Через шесть симметричных отверстий в задней стенке приемника, в тусклом свете мерцающих радиоламп, в лабиринте контактов, сопротивлений и катодов, столь же непонятных, как и языки, которые они порождали, я, казалось, различал Европу. Внутренности приемника всегда напоминали ночной город, с раскиданными там и сям неоновыми огнями. И когда в тридцать два года я действительно приземлился в Вене, я сразу же ощутил, что в известной степени я с ней знаком. Скажу только, что, засыпая в свои первые венские ночи, я явственно чувствовал, что меня выключает некая невидимая рука — где-то в России.
Это был прочный аппарат. Когда однажды, в пароксизме гнева, вызванного моими бесконечными странствиями по радиоволнам, отец швырнул его на пол, пластмассовый ящик раскололся, но приемник продолжал работать. Не решаясь отнести его в радиомастерскую, я пытался, как мог, починить эту похожую на линию Одер — Нейсе трещину с помощью клея и резиновых тесемок. С этого момента, однако, он существовал в виде двух почти независимых друг от друга хрупких половинок. Конец ему пришел, когда стали сдавать лампы. Раз или два мне удалось отыскать, через друзей и знакомых, какие-то аналоги, но даже когда он окончательно онемел, он оставался в семье — покуда семья существовала. В конце шестидесятых все покупали латвийскую «спидолу» с ее телескопической антенной и всяческими транзисторами внутри. Конечно, прием был у нее лучше, и она была портативной. Но однажды в мастерской я увидел ее без задней крышки. Наиболее положительное, что я мог бы сказать о ее внутренностях, это что они напоминали географическую карту (шоссе, железные дороги, реки, притоки). Никакой конкретной местности они не напоминали. Даже Ригу.




Все стихи (содержание по алфавиту)
Поделитесь:
Группа ВКонтакте: