Translate to:

The division of literature in poetry and prose began with the appearance of prose, for it is only in prose and could be produced. Since then, poetry and prose is usually regarded as independent, completely independent of each other area — it is better: spheres — References. Во всяком случае, “prose poem”, “rhythmic prose” and so on. P. show more about the psychology of borrowing, t. it is. polarization, rather than the holistic perception of literature as a phenomenon. curious, that such a view of things in any case do not impose on us a criticism, from the outside. This view is,, first of all, fruit shop-floor approach to the literature on the part of writers.
Nature art alien to the idea of ​​equality, and the thinking of any hierarchical writer. In this hierarchy, poetry is superior to prose and poet — in principle -above writer. This is so not only because, that poetry is actually older prose, but because, that cash-strapped poet can sit down and write an article; while the novelist in the same situation can hardly conceive of a poem. Even if he, novelist, and possesses qualities, necessary to compose a decent poetic text, it perfectly well, that poetry is paid much less and more slowly, than prose. With few exceptions,, all more or less the major writers of modern times paid tribute to prosody. some — as, eg, Nabokov — until the day sought to convince themselves and others, that they still — if not primarily — poets. Most, passing ordeal poetry, more to it never paid, except as readers, keeping, However, deep appreciation for the lessons laconic and harmony, she received. The only case in the literature of XX century, when a great writer became a great poet, — It is the case of Thomas Hardy. Summarizing the same, can be seen, writer that without the active experience of poetry is prone to verbosity and bombastic.
What writer learns from poetry? Depending on the proportion of words from context, focus of thinking, lowering self-evident, the dangers, tayaschimsya in an elevated state of mind. Learns anything from prose poet? few: attention to detail, use vernacular and bureaucracy, in rare cases — accept compositions (best teacher means — music). But also, and other, and the third can be easily poetry itself drawn from experience (especially from the Renaissance poetry), and theoretically — but only in theory — a poet can do without prose.
As only he can theoretically do without prose writings. Need or ignorance reviewer, not to mention the simple mail, sooner or later force him to start writing in line, “all people”. But apart from these, There the poet and other motives, that we try to consider the following. First of all, Therefore, it may just want one day to write something in prose. (Inferiority complex, which suffers from writer in relation to the poet, in any case, does not guarantee the superiority complex of the poet in relation to the prose writer. Therefore, part of the work honors last for much more serious, than your own, he and the work is not always considered.) Besides, there are stories, that nothing, except prose, and not to state. The narrative of the more than three characters faces resists almost every poetic form, with the exception of the epic. Reflections on history, childhood memories (which the poet indulges on a par with ordinary mortals) in turn, looks natural in prose. “History of the Pugachev rebellion”, “Капитанская дочка” — какие, it would seem that, grateful subjects for romantic poems! and especially in the Romantic era… ends, однако, the, which is novel in verse shift increasingly come “poems from the novel”. unknown, as losing the poetry of the poet's appeal to prose; significantly only, that the prose of this strong wins.
May be, it is better, than anything else, the question, why is it so, meet the prose of Marina Tsvetaeva. To paraphrase Clausewitz, Prose for Tsvetaeva was just a continuation of poetry, but other means (t. it is. the, than prose historically and is). Everywhere — in her diary entries, Articles about literature, fictionalized memoirs — we are faced with this: with the transfer of the methodology of poetic thinking in prose text, with the development of poetry in prose. The phrase is based Tsvetaeva not only on the principle of the predicate, following subject, but rather because of his own poetic technology: sonic allusions, root rhymes, semantic enjambement, etc. That is all the time the reader has to do not with a linear (analytical) development of, but with the crystal- (synthetic) growth of thought. For researchers poetry psychology will not find, пожалуй, best laboratory: all stages of the process revealed an extremely large — reaching to the lapidary cartoons — plan.
“Reading, — says Tsvetaeva, — there is participation in the work of”. it, of course, a statement of the poet: Leo Tolstoy said this would not. In the statement, responsive — at least, moderately cautious — ear distinguish extremely muted author (and women to the same) a touch of pride, despair that is why, very tired of the ever-increasing — with each successive stitch — the gap with the audience. And the poet's address to the prose -k this a priori “normal” form of communication with the reader — There is always a motive of reducing the rate of, speed change, attempts to explain, explain yourself. For without the participation in the work of no comprehension: that there is no comprehension of how complicity? In the words of Whitman: “Great poetry is possible only in the presence of the great readers”. Turning to prose, Tsvetaeva shows her readers, from which the word — think — the phrase is; she's trying — often against their will — bring the reader to imagine; make it equal-area.
There is also an explanation of the methodology and one of Tsvetaeva's prose. From the date of occurrence of any narrative genre artwork -rasskaz, story, novel — fear of: reproach of unreliability. here — or striving for realism, or compositional delights. In the end, every writer strives for the same: overtake or keep the lost or the current time. The poet for this is the caesura, unstressed foot, dactylic endings; in prose is nothing there. Turning to prose, Tsvetaeva quite unconsciously carries in it the dynamics of poetic speech — basically, song dynamics. — which in itself is a form of reorganization of the Time. (If only for the reason, that verse line is short, for each word in it, often — each syllable, We have to double or triple the semantic load. Multiplicity of meanings requires a corresponding number of attempts to comprehend, t. it is. many times; and what is [time] but a unit of Time?) Tsvetaeva, однако, not too concerned about the credibility of his prose: Whatever the narrative theme, its technology remains the same. Besides, her story, in the strict sense, plotless and keeps, mainly, energy monologue. But she, in contrast to both the professional writers of, and other poets, resorted to prose, It is not subject to plastic inertia genre, forcing him to its technology, imposing themselves. It happens not from possession in person, as they think, but from possession intonation, that it is much more important and poems, and the story.
narrative credibility effect may be the result of compliance with the requirements of the genre, but it could be a reaction to the tone of voice, which tells. In the second case and the accuracy of the story, and the story is the fade in the mind of the listener into the background as a tribute, Devoted decency. The brackets are voice timbre and intonation. On the stage of the creation of such an effect requires additional gestures; on paper — t. it is. in prose — he achieved a dramatic reception arrhythmia, often carried out by impregnation of nominative sentences in complex mass. This same elements already seen in drawing poetry. Tsvetaeva same, which nothing and no one to borrow is not necessary, It starts with maximum structural spressovanoy speech and it also ends. Degree of linguistic expressiveness of her prose with a minimum printing means remarkable. Let us remember the author's remark to the characterization of Casanova in her play “End of Casanova”: “Not barstvenen -tsarstvenen”. Let us now imagine, how much would be spent on it in Chekhov. At the same time it is not the result of intentional savings — paper, words, forces, — but instinctive byproduct in the poet brevity.
Continuing poetry in prose, Tsvetaeva does not erase, but the line moves, existing between them in the mass consciousness, in hitherto inaccessible language syntactically sphere — up. I prose, where the danger is much higher stylistic impasse, than in poetry, by this movement only benefits: there, in the rarefied air of its syntax, Tsvetaeva tells her the acceleration, which resulted in changing the very concept of inertia. “telegraphese”, “mindflow”, “literature subtext” and so on. P. I do not have any relation to the above,. The works of her contemporaries, not to mention the authors of the following decades, creativity which these definitions are applicable, seriously, you can read on the grounds, mainly, nostalgic or historical and literary (what, в сущности, same). literature, created by Tsvetaeva, there is literature “nadteksta”, mind it if “flows”, in line with ethics; the only thing, that brings it closer to the telegraphic style, it is the main sign of its punctuation — dash, serving her how to describe the phenomena of identity, and jumping through a matter of course. This sign, however, There is another function: he crosses out a lot in Russian literature of XX century.
“Marina often begins a poem from the top “to”, — said Anna Akhmatova. Same, partially, It can be said about the tone of Tsvetaeva's prose. Such was the property of her voice, that it almost always starts with [Togo] the end of the octave, uppercase, its limit, after which the only conceivable descent or, best case scenario, plateau. But it was so tragic timbre of her voice, it providing a sense of lift, when any playing time. The tragedy of this did not come to the biography: he was [to]. Biography only coincided with him, to him — echo — responded. is he, this voice, clearly discernible already in “youthful poems”:

Most visited Brodsky's poetry


All poetry (content alphabetically)

Leave a Reply

Подразделение литературы на поэзию и прозу началось с появлением прозы, ибо только в прозе и могло быть произведено. С тех пор поэзию и прозу принято рассматривать как самостоятельные, вполне независимые друг от друга области — лучше: сферы — литературы. Во всяком случае, «стихотворение в прозе», «ритмическая проза» и т. п. свидетельствуют скорее о психологии заимствования, т. е. о поляризации, нежели о целостном восприятии литературы как явления. Любопытно, что подобный взгляд на вещи ни в коем случае не навязан нам критикой, извне. Взгляд этот есть, прежде всего, плод цехового подхода к литературе со стороны самих литераторов.
Природе искусства чужда идея равенства, и мышление любого литератора иерархично. В этой иерархии поэзия стоит выше прозы и поэт — в принципе -выше прозаика. Это так не только потому, что поэзия фактически старше прозы, сколько потому, что стесненный в средствах поэт может сесть и сочинить статью; в то время как прозаик в той же ситуации едва ли помыслит о стихотворении. Даже если он, прозаик, и обладает качествами, необходимыми для сочинения приличного стихотворного текста, ему отлично известно, что поэзия оплачивается гораздо хуже и медленнее, чем проза. За малыми исключениями, все более или менее крупные писатели новейшего времени отдали дань стихосложению. Одни — как, например, Набоков — до конца своих дней стремились убедить себя и окружающих, что они все-таки — если не прежде всего — поэты. Большинство же, пройдя искус поэзии, более к ней никогда не обращалось, кроме как в качестве читателей, сохраняя, тем не менее, глубокую признательность за уроки лаконизма и гармонии, у нее полученные. Единственный случай в литературе XX века, когда замечательный прозаик превратился в великого поэта, — это случай с Томасом Харди. Обобщая же, можно заметить, что прозаик без активного опыта поэзии склонен к многословию и к велеречивости.
Чему научается прозаик у поэзии? Зависимости удельного веса слова от контекста, сфокусированности мышления, опусканию само собой разумеющегося, опасностям, таящимся в возвышенном умонастроении. Чему научается у прозы поэт? Немногому: вниманию к детали, употреблению просторечия и бюрократизмов, в редких случаях — приемам композиции (лучший учитель коей — музыка). Но и то, и другое, и третье может быть легко почерпнуто из опыта самой поэзии (особенно из поэзии Ренессанса), и теоретически — но только теоретически — поэт может обойтись без прозы.
Также только теоретически может он обойтись и без сочинения прозы. Нужда или невежество рецензента, не говоря уже о простой почте, рано или поздно заставят его начать писать в строчку, «как все люди». Но помимо этих, существуют у поэта и другие побудительные причины, которые мы и постараемся рассмотреть ниже. Во-первых, поэту может просто захотеться в один прекрасный день написать что-нибудь прозой. (Комплекс неполноценности, которым страдает прозаик по отношению к поэту, ни в коем случае не гарантирует комплекса превосходства у поэта по отношению к прозаику. Поэт часто почитает труд последнего за куда более серьезный, чем свой собственный, который он и за труд-то не всегда считает.) Кроме того, существуют сюжеты, которые ничем, кроме прозы, и не изложить. Повествование о более чем трех действующих лицах сопротивляется почти всякой поэтической форме, за исключением эпоса. Размышления на исторические темы, воспоминания детства (которым поэт предается наравне с простыми смертными) в свою очередь выглядят естественней в прозе. «История пугачевского бунта», «Капитанская дочка» — какие, казалось бы, благодарные сюжеты для романтических поэм! и особенно в эпоху романтизма… Кончается, однако, тем, что на смену роману в стихах все чаще приходят «стихи из романа». Неизвестно, насколько проигрывает поэзия от обращения поэта к прозе; достоверно только, что проза от этого сильно выигрывает.
Может быть, лучше, чем что-либо другое, на вопрос, почему это так, отвечают прозаические произведения Марины Цветаевой. Перефразируя Клаузевица, проза была для Цветаевой всего лишь продолжением поэзии, но только другими средствами (т. е. тем, чем проза исторически и является). Повсюду — в ее дневниковых записях, статьях о литературе, беллетризованных воспоминаниях — мы сталкиваемся именно с этим: с перенесением методологии поэтического мышления в прозаический текст, с развитием поэзии в прозу. Фраза строится у Цветаевой не столько по принципу сказуемого, следующего за подлежащим, сколько за счет собственно поэтической технологии: звуковой аллюзии, корневой рифмы, семантического enjambement, etc. То есть читатель все время имеет дело не с линейным (аналитическим) развитием, но с кристаллообразным (синтетическим) ростом мысли. Для исследователей психологии поэтического творчества не отыщется, пожалуй, лучшей лаборатории: все стадии процесса явлены чрезвычайно крупным — доходящим до лапидарности карикатуры — планом.
«Чтение, — говорит Цветаева, — есть соучастие в творчестве». Это, конечно же, заявление поэта: Лев Толстой такого бы не сказал. В этом заявлении чуткое — по крайней мере, в меру настороженное — ухо различит чрезвычайно приглушенную авторской (и женской к тому же) гордыней нотку отчаяния именно поэта, сильно уставшего от все возрастающего — с каждой последующей строчкой — разрыва с аудиторией. И в обращении поэта к прозе -к этой априорно «нормальной» форме общения с читателем — есть всегда некий мотив снижения темпа, переключения скорости, попытки объясниться, объяснить себя. Ибо без соучастия в творчестве нет постижения: что есть постижение как не соучастие? Как говорил Уитмен: «Великая поэзия возможна только при наличии великих читателей». Обращаясь к прозе, Цветаева показывает своему читателю, из чего слово — мысль — фраза состоит; она пытается — часто против своей воли — приблизить читателя к себе; сделать его равновеликим.
Есть и еще и одно объяснение методологии цветаевской прозы. Со дня возникновения повествовательного жанра любое художественное произведение -рассказ, повесть, роман — страшатся одного: упрека в недостоверности. Отсюда — либо стремление к реализму, либо композиционные изыски. В конечном счете, каждый литератор стремится к одному и тому же: настигнуть или удержать утраченное или текущее Время. У поэта для этого есть цезура, безударные стопы, дактилические окончания; у прозаика ничего такого нет. Обращаясь к прозе, Цветаева вполне бессознательно переносит в нее динамику поэтической речи — в принципе, динамику песни. — которая сама по себе есть форма реорганизации Времени. (Уже хотя бы по одному тому, что стихотворная строка коротка, на каждое слово в ней, часто — на каждый слог, приходится двойная или тройная семантическая нагрузка. Множественность смыслов предполагает соответственное число попыток осмыслить, т. е. множество раз; а что есть [раз] как не единица Времени?) Цветаева, однако, не слишком заботится об убедительности своей прозаической речи: какова бы ни была тема повествования, технология его остается той же самой. К тому же, повествование ее, в строгом смысле, бессюжетно и держится, главным образом, энергией монолога. Но при этом она, в отличие как от профессиональных прозаиков, так и от других поэтов, прибегавших к прозе, не подчиняется пластической инерции жанра, навязывая ему свою технологию, навязывая себя. Происходит это не от одержимости собственной персоной, как принято думать, но от одержимости интонацией, которая ей куда важнее и стихотворения, и рассказа.
Эффект достоверности повествования может быть результатом соблюдения требований жанра, но может быть и реакцией на тембр голоса, который повествует. Во втором случае и достоверность сюжета и самый сюжет отходят в сознании слушателя на задний план как дань, отданная приличиям. За скобками остаются тембр голоса и его интонация. На сцене создание такого эффекта требует дополнительной жестикуляции; на бумаге — т. е. в прозе — он достигается приемом драматической аритмии, чаще всего осуществляемой вкраплением назывных предложений в массу сложноподчиненных. В этом одном уже видны элементы заимствования у поэзии. Цветаева же, которой ничего и ни у кого заимствовать не надо, начинает с предельной структурной спрессованности речи и ею же кончает. Степень языковой выразительности ее прозы при минимуме типографских средств замечательна. Вспомним авторскую ремарку к характеристике Казановы в ее пьесе «Конец Казановы»: «Не барственен -царственен». Представим себе теперь, сколько бы ушло бы на это у Чехова. В то же время это не результат намеренной экономии — бумаги, слов, сил, — но побочный продукт инстинктивной в поэте лаконичности.
Продолжая поэзию в прозу, Цветаева не стирает, но перемещает грань, существующую между ними в массовом сознании, в дотоле синтаксически малодоступные языковые сферы — вверх. И проза, где опасность стилистического тупика гораздо выше, чем в поэзии, от этого перемещения только выигрывает: там, в разреженном воздухе своего синтаксиса, Цветаева сообщает ей то ускорение, в результате которого меняется самое понятие инерции. «Телеграфный стиль», «поток сознания», «литература подтекста» и т. п. не имеют к сказанному никакого отношения. Произведения ее современников, не говоря уж об авторах последующих десятилетий, к творчеству которых подобные дефиниции приложимы, всерьез читать можно по соображениям, главным образом, ностальгическим либо историко-литературоведческим (что, в сущности, одно и то же). Литература, созданная Цветаевой, есть литература «надтекста», сознание ее если и «течет», то в русле этики; единственное, что сближает ее стиль с телеграфным, это главный знак ее пунктуации — тире, служащий ей как для обозначения тождества явлений, так и для прыжков через само собой разумеющееся. У этого знака, впрочем, есть и еще одна функция: он многое зачеркивает в русской литературе XX века.
«Марина часто начинает стихотворение с верхнего «до», — говорила Анна Ахматова. То же самое, частично, можно сказать и об интонации Цветаевой в прозе. Таково было свойство ее голоса, что речь почти всегда начинается с [того] конца октавы, в верхнем регистре, на его пределе, после которого мыслимы только спуск или, в лучшем случае, плато. Однако настолько трагичен был тембр ее голоса, что он обеспечивая ощущение подъема, при любой длительности звучания. Трагизм этот пришел не на биографии: он был [до]. Биография с ним только совпала, на него — эхом — откликнулась. Он, тембр этот, явственно различим уже в «Юношеских стихах»:




Все стихи (содержание по алфавиту)
Поделитесь:
Группа ВКонтакте: