Translate to:

* This letter appeared in “New York revyu OJ boxwood” in response to the speech by President Havel, published in the same edition 27 May 1993 of the year.

Dear Mr. President,
I decided to write you this letter, because we have something in common: we are both writers. In this occupation word carefully weighed, I suppose, than with any other, before you entrust them with paper or microphone. Even when you find yourself involved in public affairs, I try to do everything, to avoid buzzwords, Latinisms, all sorts of jargon. Of course, in dialogue with one or more interlocutors it is difficult, and it may even seem pretentious. But in a conversation with yourself or monologue is, I think, achievable, although, of course, we always kroim his speech for the audience.
We still have something in common, Mr. President, — is our past in our police states. To put it less pompously: our prisons, where lack of space is compensated by an excess of time, that sooner or later a, regardless of temperament, contemplation. Of course, you in your spent more time, than I am in my, although I got my long before the Prague Spring. but, despite my almost patriotic belief, that some kind of hopeless stinking urine cement hole in the depths of Russia opens you arbitrariness of existence faster, than, I once pictured clean, plastered loner in a civilized Prague, I think, that as beings we contemplate, possibly, are.
in short, fellow writers we have been long before, I thought of this letter. But I thought of him not as a result of the literalness of consciousness, not because, that our current circumstances are very different from the past (nothing could be more natural than this, and no one is obliged to be a writer forever: how is not required to be signed). I decided to write this letter, because some time ago I read the text of one of your recent speeches, and set out in it about the past, present and future so different from my considerations, I thought, one of us, must be, wrong. And just because, that it present and future have been affected — and not just your own, or your country, but general — I decided, that letter to you is to be open. If we were talking about the past, I would not have written this letter, and if they wrote, with it swept “private”.
Your speech, I read, It was published in “New York revyu OJ boxwood” and ozaglavlena “post-communist nightmare”. You start out with memories of a time, when your friends and acquaintances to avoid encounters with you on the street, because in those days you had a tense relationship with the state and under police supervision. You explain the reasons, for which they have shunned, and speak in his usual mild manner, which you rightly famous, for those friends and acquaintances you were a nuisance; but “inconvenience” — you bring conventional wisdom — “best to avoid”. Then, in the most part of your speech you describe the post-communist reality (in Eastern Europe and in particular in the Balkans) and equate the behavior of the democratic world in the face of this reality in an attempt to avoid the inconvenience.
This is a great question with a lot of great insights and compelling conclusion; but let me go back to its starting point. It seems to me, Mr. President, that your famous politeness had your hindsight disservice. Are you so sure, that you avoid those people out there, and then only because of embarrassment and fear “potential prosecution”, not in fact, what do you, given the apparent stability of the system, they have been written off? Are you sure, what, at least, some of them thought you were simply labeled, doomed, man, on which it would be foolish to spend a lot of time? Do you think, instead of or in addition to the, what, It is a nuisance (like you insist), you were also a convenient example of inappropriate behavior and thus a source of considerable moral satisfaction, in the same vein, as usual for the patient is the most healthy? Do not you imagined, as they say in the evening to their wives: “Today I saw on the street Havel. He's a goner”. Or am I wrong to judge the character of the Czech?
the, that they were wrong, and you are right — It does not matter. First of all, they have written off you, because even by the standards of our half a century you were not a martyr. Besides, He does not live in each of us some wine, no relation to the state, but nonetheless palpable? So whenever, when the hand of the state catches up with us, we dimly perceive this as retaliation, as touching blunt, but nevertheless predictable Providence guns. In that, frankly, and is the raison d'etre of police institute, whether it is in a form or in plain clothes, or, at least, our total inability to resist arrest. We can be absolutely convinced, that the state is not entitled to, but we rarely confident in his own integrity. Not even speaking about, that plants and releases the same hand. Therefore, we rarely wonder, that we avoided after release, and do not expect, that we were welcomed with open arms.
Such expectations in such circumstances would not be justified, because no one wants, to be reminded of impenetrable complexity of the relationship between guilt and retribution, and in a police state is a reminder provided, where for the most part and there is a heroic behavior. it alienates, as any emphasis on the virtues; not even speaking about, what a hero is always best to observe from a distance. To a large extent, Mr. President, people, you mentioned, avoid you just because, for them you were something of a test-tube, where virtue is fighting against evil, and they did not interfere with the experiment, because they had doubts about both of them. In this capacity, you again were comfortable, because in a police state absolutes compromise each other, for they give rise to each other. Do not you imagined, these sensible people say to their wives in the evening: “Today I saw on the street Havel. He's too good, to believe it”. Or am I wrong again about the Czech character of the judge?
the, that they were wrong, and you are right, repeat, It does not matter. At that time, they have written off, because they were guided by the same relativism and self-interest, that, I believe, help them to succeed in the new scenario,. And as most of them healthy, undoubtedly, played a significant role in your velvet revolution, which ultimately claims, as always it makes democracy, it is self-interest. If this is the case, but I'm afraid, that the way it is, They get even with you for their excessive prudence, and you are now in a society prezidentstvuete, which most of, than your.
Nothing unnatural in it there. In addition, it could have turned out quite differently: for you, of course; not for them (Revolution was as velvet, because the very tyranny that time was dressed rather in wool, than in the armor — otherwise I would not have had the honor to comment on your question). By this I want to say, what, talking about inconvenience, you, quite possible, imprecisely expressed, For your own interest, whether the interest of individuals or entire countries, always maintained at the expense of others. It would be truer to say about the baseness of the human heart, Mr. President; but then you would not be able to bring your speech to calls conclusion. Some things come along with the pulpit, although they should resist, never mind, writer or not. Since I am not burdened with your task, I would like to start from there, where, I think, could result in your reasoning. Interesting, Do you agree with the result.
“For many decades,”, — starts your next paragraph, -“mostly a nightmare for the democratic world was communism. Today, three years after the collapse of its avalanche, It begins to feel, that he was replaced by another nightmare: postkommunyzm”. Then you describe in some detail the existing forms of the democratic world's response to environmental, economic, political and social catastrophe, unfolding there, where before we only distinguish between smooth fabric. You compare these reactions with the reaction to your “inconvenience” and say, that such a position is “to escape from reality and, ultimately, humility in front of her. It leads to peace, even to cooperate. The consequences of such a position may even be suicidal”.
Right here, Mr. President, I think, your metaphor brings you. For neither communist, no post-communist nightmare is not limited to the disadvantage, because it helps, It helps and for a sufficiently long period of time will help the democratic world to seek and find the cause of evil outside. And not only the democratic world. For many of us, who lived in this nightmare, and especially for those, who fought with him, his presence was a source of considerable moral satisfaction.
for he, who are struggling or resisting evil, almost automatically he considers himself a good and avoids introspection. So that, possibly, time to — and for us, and the world as a whole, whether it is democratic or not — scrape term “communism” with the human reality of Eastern Europe, that it was possible to recognize this reality is, than it has been and remains, — mirror.
For human evil always is such.

Most visited Brodsky's poetry


Все стихи (содержание по алфавиту)

Leave a Reply

* Это письмо появилось в «Нью-Йорк ревью ов букс» как ответ на выступление президента Гавела, опубликованное в том же издании 27 мая 1993 года.

Уважаемый господин президент,
Я решил написать вам это письмо, потому что в нас есть кое-что общее: мы оба писатели. При этом роде занятий слова взвешиваются тщательнее, я полагаю, чем при любом другом, прежде чем вверять их бумаге или микрофону. Даже когда оказываешься вовлеченным в общественные дела, стараешься сделать все, чтобы избежать модных словечек, латинизмов, всякого рода жаргона. Конечно, в диалоге с одним и более собеседниками это трудно, и может даже показаться им претенциозным. Но в разговоре с самим собой или в монологе это, я думаю, достижимо, хотя, конечно, мы всегда кроим свою речь по аудитории.
У нас есть еще кое-что общее, господин президент, — это наше прошлое в наших полицейских государствах. Выражаясь менее пышно: наши тюрьмы, где нехватка пространства с лихвой компенсируется избытком времени, что рано или поздно располагает, независимо от темперамента, к созерцанию. Конечно, вы в вашей провели больше времени, чем я в своей, хотя я в свою попал задолго до Пражской Весны. Однако, несмотря на мое почти патриотическое убеждение, что какая-нибудь безнадежная провонявшая мочой цементная дыра в недрах России открывает тебе произвольность существования быстрее, чем то, что мне когда-то рисовалось чистой, отштукатуренной одиночкой в цивилизованной Праге, я думаю, что как существа созерцающие мы, возможно, равны.
Говоря короче, собратьями по перу мы были задолго до того, как я задумал это письмо. Но я задумал его не вследствие буквальности сознания, не из-за того, что наши нынешние обстоятельства сильно отличаются от прошлых (ничто не может быть естественнее этого, и никто не обязан оставаться писателем навсегда: как не обязан оставаться заключенным). Я решил написать это письмо, потому что некоторое время тому назад я прочел текст одной из ваших недавних речей, и изложенное в ней относительно прошлого, настоящего и будущего настолько отлично от моих соображений, что я подумал, что один из нас, должно быть, не прав. И как раз потому, что в нем были затронуты настоящее и будущее — и не только ваши собственные или вашей страны, но всеобщие — я решил, что письмо к вам должно быть открытым. Если бы речь шла о прошлом, я вообще не написал бы этого письма, а если бы и написал, то с пометой «Личное».
Ваша речь, которую я прочел, была напечатана в «Нью-Йорк ревью ов букс» и озаглавлена «Посткоммунистический кошмар». Вы начинаете с воспоминаний о времени, когда ваши друзья и знакомые избегали встреч с вами на улице, поскольку в те дни вы были в напряженных отношениях с государством и под наблюдением полиции. Вы объясняете причины, по которым они вас избегали, и говорите в своей обычной незлобивой манере, которой вы заслуженно знамениты, что для тех друзей и знакомых вы представляли собой неудобство; а «неудобств» — приводите вы расхожую мудрость — «лучше избегать». Затем в большей части вашей речи вы описываете посткоммунистическую реальность (в Восточной Европе и в частности на Балканах) и приравниваете поведение демократического мира перед лицом этой реальности к попытке избежать неудобств.
Это замечательная речь с большим количеством замечательных прозрений и убедительным заключением; но позвольте мне вернуться к ее отправной точке. Мне кажется, господин президент, что ваша знаменитая вежливость оказала вашему ретроспективному взгляду плохую услугу. Так ли вы уверены, что вас избегали те люди там и тогда только по причине неловкости и страха «потенциального преследования», а не по-тому, что вы, учитывая кажущуюся стабильность системы, были списаны ими? Уверены ли вы, что, по крайней мере, некоторые из них не считали вас попросту меченым, обреченным, человеком, на которого глупо было бы тратить много времени? Не думаете ли вы, что вместо или наряду с тем, что, являясь неудобством (как вы настаиваете), вы также были удобным примером неправильного поведения и таким образом источником значительного морального удовлетворения, в том же роде, как обычно больной является для здорового большинства? Не представлялось ли вам, как они говорят вечером своим женам: «Сегодня я видел на улице Гавела. Он конченый человек». Или я превратно сужу о чешском характере?
То, что они оказались не правы, а вы правы — не суть важно. Прежде всего они списали вас, потому что даже по стандартам нашей половины столетия вы не были мучеником. Кроме того, не живет ли в каждом из нас какая-то вина, не имеющая никакого отношения к государству, но тем не менее ощутимая? Поэтому всякий раз, когда рука государства настигает нас, мы смутно воспринимаем это как возмездие, как прикосновение тупого, но тем не менее предсказуемого орудия Провидения. В этом, говоря откровенно, и заключается raison d’etre института полиции, будь она в форме или в штатском, или, по крайней мере, нашей общей неспособности сопротивляться аресту. Мы можем быть абсолютно убеждены, что государство не право, но мы редко уверены в собственной непорочности. Не говоря уже о том, что сажает и освобождает одна и та же рука. Поэтому мы редко удивляемся, что нас избегают после освобождения, и не ждем, что нас примут с распростертыми объятиями.
Такие ожидания при таких обстоятельствах не оправдались бы, потому что никто не хочет, чтобы ему напоминали о непроницаемой сложности отношений между виной и воздаянием, а в полицейском государстве такое напоминание обеспечено, откуда по большей части и возникает героическое поведение. Оно отчуждает, как любое подчеркивание добродетели; не говоря уже о том, что за героем всегда лучше наблюдать издали. В немалой степени, господин президент, люди, которых вы упомянули, избегали вас именно потому, что для них вы были чем-то вроде пробирки, где добродетель борется со злом, и они не вмешивались в этот эксперимент, поскольку у них были сомнения относительно и того и другого. В этом качестве вы опять-таки были удобны, потому что в полицейском государстве абсолюты компрометируют друг друга, ибо они друг друга порождают. Не представлялось ли вам, как эти благоразумные люди говорят вечером своим женам: «Сегодня я видел на улице Гавела. Он слишком хорош, чтобы в это поверить». Или я снова превратно сужу о чешском характере?
То, что они оказались не правы, а вы правы, повторяю, не суть важно. В то время они вас списали, потому что руководствовались все тем же релятивизмом и собственным интересом, которые, как я полагаю, помогают им преуспеть при новом раскладе. И в качестве здорового большинства они, несомненно, сыграли значительную роль в вашей бархатной революции, которая в конечном счете утверждает, как всегда это делает демократия, именно собственный интерес. Если дело обстоит так, а я боюсь, что так оно и есть, они сквитались с вами за свое чрезмерное благоразумие, и вы президентствуете сейчас в обществе, которое скорее их, чем ваше.
Ничего противоестественного в этом нет. К тому же все могло бы обернуться совсем иначе: для вас, конечно; не для них (революция была столь бархатной, потому что сама тирания к тому времени была одета скорее в шерсть, нежели в броню — в противном случае я не имел бы чести комментировать вашу речь). Этим я хочу сказать лишь, что, заговорив о неудобстве, вы, вполне возможно, неточно выразились, ибо собственный интерес, будь то интерес отдельных лиц или целых стран, всегда утверждается за счет других. Вернее было бы говорить о низости человеческого сердца, господин президент; но тогда вы не смогли бы привести вашу речь к звонкому заключению. Некоторые вещи приходят вместе с амвоном, хотя им следует сопротивляться, неважно, писатель вы или нет. Поскольку я не обременен вашей задачей, я хотел бы начать оттуда, куда, я думаю, могли бы привести ваши рассуждения. Интересно, согласитесь ли вы с результатом.
«В течение долгих десятилетий», — начинается ваш следующий абзац, -«главным кошмаром для демократического мира был коммунизм. Сегодня, спустя три года после его лавинообразного крушения, начинает казаться, что его сменил другой кошмар: посткоммунизм». Затем вы довольно подробно описываете существующие формы реакции демократического мира на экологические, экономические, политические и социальные катастрофы, разворачивающиеся там, где прежде мы различали лишь ровное полотно. Вы сравниваете эти реакции с реакцией на ваше «неудобство» и говорите, что такая позиция ведет «к уходу от действительности и в конечном счете смирению перед ней. Она ведет к умиротворению, даже к сотрудничеству. Последствия такой позиции могут быть даже самоубийственны».
Именно здесь, господин президент, я думаю, ваша метафора вас подводит. Ибо ни коммунистический, ни посткоммунистический кошмар не сводится к неудобству, поскольку он помогал, помогает и в течение достаточно долгого времени будет помогать демократическому миру искать и находить причину зла вовне. И не только миру демократическому. Для многих из нас, кто жил в этом кошмаре, и особенно для тех, кто боролся с ним, его присутствие было источником значительного морального удовлетворения.
Ибо тот, кто борется или сопротивляется злу, почти автоматически полагает себя добрым и избегает самоанализа. Так что, возможно, пора — и нам, и миру в целом, будь он демократическим или нет — соскоблить термин «коммунизм» с человеческой реальности Восточной Европы, дабы можно было признать в этой реальности то, чем она была и остается, — зеркало.
Ибо человеческое зло всегда является таковым.




Все стихи (содержание по алфавиту)
Поделитесь:
Группа ВКонтакте: