collector's item

XXX
And yet, at the end of the 50s, the Soviet Union is doing something amazing, something, suggestive, what with the death of Stalin (1953) Soviet foreign policy comes alive. After the Suez failure (fall 1956) The Soviet Union is making an unusually thoughtful and very consistent push towards the eastern Mediterranean and North Africa.. This initiative is just as sudden, how successful. As it is now, backdating, obviously, its goal was to establish control over the Middle East, and more specifically, over its oil-bearing regions. The logic behind this maneuver — simple and quite Marxist: the, who controls energy resources, controls production. In other words, the idea is, to bring western democracies to their knees. How to do it, whether directly — by sending troops to the area, or by someone else's hands (by supporting local Arab regimes and turning them into pro-Soviet), it's a matter of circumstances and organization; clear, that someone else's hands — preferable. And at first this plan works: several Arab countries take pro-Soviet positions, and so fast, what can you think, as if these countries are ripe for communist ideology or, at least, accustomed to this kind of problem. It wasn't like that. Count of communist cells, originated in Egypt under King Farouk, It was, eg, completely destroyed by Nasser, and their members ended up in prisons or on the gallows. In other Muslim countries east and west of Cairo, he had (and has) place an even greater deficit of Marxism: The culture of the Holy Book does not tolerate other books, especially those composed by a Jew. However, the first Soviet steps in the area were successful, which can only be explained by, that our newcomer used some kind of agent network within these countries, which provided him with access to them to almost all strata of society. This network could not be of German origin (even in Egypt), because Reinhard Gehlen, post-war head of West German intelligence, at the end of the 40s he sold his safes with their contents to the United States. She couldn't be French either. — the French presence in the area has always been negligible, and the agents were distinguished by their fanatical devotion to France. The local pro-British element remains, apparently, instructed — in a vacuum, remaining after the departure of the superior race, — from some local resident, acquired, let us say, in Beirut. Nostalgia, if anything; hope for the return of the Empire. Anyway, by no means the novelty of the Russian version of the infidels was the reason, that in the 1950s. this area almost fell to the Soviet Union. The reason was the opportunity created.
XXXI
Imagine this project on a drawing board in Moscow thirty-five or forty years ago. It says: a vacuum formed in the Middle East with the departure of the British. Fill it in. Support New Arab Leaders — either one by one, either by bringing them into some kind of confederation - for example, to the United Arab Republic or the League. Give them weapons, give them everything, what they want. Drive them into debt. Tell them, that they can pay you, oil price inflation. Tell, that they can act without looking back, that you will always support them and that you have warheads. In no time, the West screams the guard, Arabs get richer, and you control the Arabs. You command the parade, as befits the world's first socialist country. As for the very first step, here everything is already on the ointment. You will wonderfully find a common language with these guys. — they don't like Jews either.
XXXII
And imagine, that this project was not invented by you. For it's just out of the question. To come up with this, you need to know this world to the smallest details. Need to know, who's there — Who, what is this or this sheikh or colonel tending to, his pedigree and ins and outs. There are no data of this kind in Moscow and its environs.. Besides, you need to understand such things, as government revenues from oil production, market fluctuations, share price, the annual demand of an industrial democracy for crude oil, tonnage of tankers, tariffs for transportation and everything else. You do not have a staff unit, familiar with such things, and no freelance either. And even if you imagine, that such a person exists - a Marxist-bookworm and a bookworm with admission to the special storage for reading Western periodicals, — even if such a person existed and made a similar project, he would need at least a godfather in the Politburo, so that this project is on your drawing board. What would give the godfather this a significant advantage, which the rest of the Politburo would not have tolerated for a second. AND, finally, this project could not have occurred to a Russian person if only because, that Russia itself has oil — and in abundance. And that, what are you wasting, do not consider it as a source of energy. Start this project in Russia, he would not see white light. Too Close to an Imaginary Opportunity. But the main reason is, that the project ended up on your desktop, just that, that he has nothing to do with the domestic imagination. This alone is enough, to characterize it as an opportunity created. For he came from outside, and its main attraction — abroad. For members of the Politburo in the 1950s. this project was, like jeans for their offspring. They liked him very much. However, they decided to check the label. And they had a way.
XXXIII
In the meantime, they are there checking the label, dear reader, here's a clean one - without author's interference — data. Harold Adrian Russell Philby, whom friends in England and especially in Russia called “Who is” (in Russia, this nickname did not cause associations with Kipling, being popular — especially in the 1930s — an innovation in the Soviet calendar as an acronym “Communist Youth International”), was born in Ambala, in India, in — as the same brand rightly claims — 1912 year. His father — Harry St. John Philby, eminent English Arabist and traveler, later converted to Islam, was an advisor to King Ibn Saud (guess, which country!). The kid entered Westminster, and then to Trinity College, Cambridge, where he studied history and economics and was a member of the student fraternity “Apostles”. After Cambridge he worked as a freelance writer for several London newspapers, in this capacity in 1937 year went to Spain to cover the civil war and after a while was taken to “The Times”, becoming her war correspondent. here, in a nutshell, what was known about this 26-year-old young man to 1940 year, when he was hired in “M-16” — counterintelligence department of the legendary British Intelligence Service, where he was assigned to do business, anti-communist counter-espionage. Apparently, at his own request. During the war years, he quickly promoted in service., receives an appointment in Istanbul and in 1946 year becomes the head of the counterintelligence department in the Soviet Union. This is a high position, but after three years he leaves her, as he is appointed first secretary at the British Embassy in Washington — that is, it becomes the main link between the Intelligence Service and the CIA; in this last, among other things, he becomes a close friend of James Angleton, CIA counterintelligence chief. Generally — great career. For his services during the war, he was promoted to the Knight of the Order of the British Empire, deeply respected by the British Foreign Office and the journalistic community; supposed, that he will soon become the head of Intelligence Service. here, in a nutshell, what colleagues and superiors knew about this 39-year-old man in 1951 year, when something unexpected happens. Two of his old friends from Cambridge times - Guy Burgess and Donald McLain — turn out to be Soviet spies and escape to the Soviet Union. Worse then, that suspicion flickers in the heads of those in the know on both sides of the Atlantic, that warned them about Philby's danger. Investigation begins, no evidence, doubts remain, and he is asked to resign. Life is not fair, and the best friends can lead a person under the monastery. So many decided, including at the Ministry of Foreign Affairs. Philby returns to journalism — eventually, he is a little over forty, — investigation, but, goes on. There are people, who never let up! But in 1955 year Harold Macmillan, then British Foreign Secretary, in a statement, read out in the House of Commons, completely frees Philby from suspicion of any unseemly acts. Whitewashed in this way Philby, with the blessing of the Ministry of Foreign Affairs, shrouded in a light haze of sadness, becomes a correspondent “Economist” and “Observers” in Beirut, where he sailed in 1956, never to see the white rocks of Sussex again.
XXXIV
Three years pass, and Moscow comrades in admiration click their tongues over the presented project. But still they want to check the label. For then, what — impeccable reputation for some, fire letters on the wall — For others. They guess, that the British did not find any compromising material on this Englishman, because they were looking for it from the British; they were doomed, because they were engaged in tautology. Because the task “mole” -outsmart their. As for the Russian end, then, even get them access to it, which is extremely unlikely, — they wouldn't know anything anyway. Real name “mole”, special “mole”, made his way so high, unknown even to the officer, to his dossier: best case scenario, it will be a code name or just a set of numbers. This is the only thing that the most knowledgeable defector can tell you., not even speaking about, that he will run straight into the arms of the Intelligence Service counterintelligence department, and guess, who is the head of this department! There are only two people, which, perhaps, know the name “mole”: this is the current Soviet head of counterintelligence (and no Briton could ever climb so high) and counterintelligence officer, which once “mole” recruited. Sergeant is by definition older than his recruit, and since it's about the 1950s, This sergeant has either already died or really is in charge of the entire Soviet counterintelligence. Likely, but, He is dead, for there is no better way to keep the secrets of a rookie, rather than removing the sergeant. And then, in 1933 year, when the Cambridge graduate was recruited (aged 21 of the year), secrecy was not so total, like now, in the 1950s, when we do label validation, and the old brave no, dead — the sergeant could have blabbed something to his then boss (whom, probably, no longer either — the cleaning of the apparatus in the 1930s was also carried out for a reason), or some witness was present during the recruitment, or the stupid young recruit himself could communicate with someone, who is then rotten. Finally, it was friends who brought him under the monastery, although there was a time, when they regularly delivered reports of all affairs to the Anglo-American Atomic Energy Commission. The pigeons were good, yes they flew off and doze now on our roost. Well, what happened, it was overgrown, but if we want to implement this project, we need something more reliable, than Macmillan's statement (God bless him!) in the House of Commons; our man needs one hundred percent immunity against any tenors, that they sing the opera. No surprises, no voices from the other world, no skeletons in the closet. So who did he communicate with?, until they are rotten? Where are their death certificates?
XXXV
And there is no Orlovsky testimony! And then Willie Fischer sings his Abel aria all over the world. And Orlov does not want to date an old friend. And they understand, either he's already dead, either not suicidal. And then they make a dash to the Middle East — in Egypt, Syria, Yemen. Iraq, Libya, -taking advantage of the opportunity created. They dump an avalanche of their military surplus onto Arab leaders from planes and steamship holds., advisers and god knows what else, driving their countries into debt. And advisors advise leaders to inflate oil prices, to pay these debts. And leaders do just that.: inflate these prices — exorbitantly and with impunity, because behind them are new infidels with warheads. And the West celebrates the coward and screams “UN!”, but the letter “n” already lowers. And now all of our — faithful and unfaithful — hate Jews together. Everything comes out exactly like this, as this guy predicted.

Rate:
( 14 assessment, average 2.79 from 5 )
Share with your friends:
Joseph Brodsky
Add a comment

Коллекционный экземпляр

XXX
И тем не менее, в конце 50-х годов Советский Союз предпринимает нечто поразительное, нечто, заставляющее предположить, что со смертью Сталина (1953) советская внешняя политика оживает. После Суэцкого провала (осень 1956) Советский Союз предпринимает необычайно продуманный и весьма последовательный рывок в направлении восточного Средиземноморья и Северной Африки. Инициатива эта столь же внезапна, сколь и успешна. Как теперь, задним числом, очевидно, целью ее было установление контроля над Ближним Востоком, а если конкретнее, над его нефтеносными районами. Логика этого маневра — простая и вполне марксистская: тот, кто контролирует энергетические ресурсы, контролирует и производство. Другими словами, замысел сводится к тому, чтобы поставить западные демократии на колени. Как это осуществить, непосредственно ли — за счет посылки войск в этот район, или же чужими руками (за счет поддержки местных арабских режимов и превращения их в просоветские), это вопрос обстоятельств и организации; ясно, что чужие руки — предпочтительнее. И поначалу этот план срабатывает: несколько арабских стран становятся на просоветские позиции, и столь стремительно, что можно подумать, будто эти страны созрели для коммунистической идеологии или, по крайней мере, привыкли к подобной проблематике. Это было не так. Считанные коммунистические ячейки, возникшие в Египте при короле Фаруке, были, например, начисто уничтожены Насером, а их члены оказались в тюрьмах или на виселице. В прочих мусульманских стра нах к востоку и к западу от Каира имел (и имеет) место еще больший дефицит марксизма: культура Священной Книги не терпит других книг, в особенности сочиненных евреем. Тем не менее, первые советские шаги в этом районе оказались успешными, что объяснить можно только тем, что наш новоприбывший воспользовался какой-то агентурной сетью внутри этих стран, обеспечившей ему доступ в них практически во все слои общества. Сеть эта не могла быть германского происхождения (даже в Египте), потому что Рейнхард Гелен, послевоенный глава западногерманской разведки, в конце 40-х годов запродал на корню свои сейфы с их содержимым Соединенным Штатам. Не могла она быть и французской — французское присутствие в этом районе всегда было незначительным, и агентура отличалась фанатичной преданностью Франции. Остается местный пробританский элемент, видимо, получавший инструкции — в вакууме, оставшемся после ухода высшей расы, — от какого-нибудь местного резидента, обретавшегося, скажем, в Бейруте. Ностальгия, если угодно; надежда на возврат Империи. Так или иначе, отнюдь не новизна русского варианта неверных была причиной того, что в 1950-х гг. этот район чуть было не достался Советскому Союзу. Причиной была созданная возможность.
XXXI
Представьте себе этот проект на чертежной доске в Москве тридцать пять или сорок лет назад. В нем написано: на Ближнем Востоке с уходом англичан образовался вакуум. Заполните его. Оказывайте поддержку новым арабским лидерам — либо поодиночке, либо сведя их в какую-нибудь конфедерацию -например, в Объединенную Арабскую Республику или Лигу. Дайте им оружие, дайте им все, что они захотят. Загоните их в долги. Скажите им, что они смогут с вами расплатиться, вздув цены на нефть. Скажите, что они могут действовать без оглядки, что вы всегда их поддержите и что у вас -боеголовки. В кратчайший срок Запад кричит караул, арабы богатеют, а вы контролируете арабов. Вы командуете парадом, как и подобает первой в мире стране социализма. Что же касается самого первого шага, здесь все уже на мази. Вы чудно найдете общий язык с этими ребятами — они тоже не любят евреев.
XXXII
И представьте себе, что проект этот придуман не вами. Ибо это просто исключено. Чтобы это придумать, нужно знать этот мир до мельчайших подробностей. Нужно знать, кто там — кто, к чему клонит тот или этот шейх или полковник, его родословную и подноготную. В Москве и ее окрестностях обладающих подобного рода данными нет. Кроме того, нужно разбираться в таких вещах, как государственные доходы от добычи нефти, колебания рынка, курс акций, ежегодная потребность той или иной индустриальной демократии в неочищенной нефти, тоннаж танкеров, тарифы на перевозки и все прочее. У вас нет штатной единицы, знакомой с подобными вещами, да и внештатной нет тоже. И даже если представить себе, что такой человек существует -марксист-начетчик и книжный червь с допуском в спецхран для чтения западной периодики, — даже если бы такой человек существовал и составил бы подобный проект, ему потребовался бы минимум крестный в составе Политбюро, чтоб проект этот оказался на вашей чертежной доске. Что обеспечило бы крестному этому значительное преимущество, чего остальные члены Политбюро не потерпели бы ни секунды. И, наконец, этот проект не мог бы прийти в голову русскому человеку хотя бы уже потому, что у России и у самой есть нефть — и в избытке. А то, что разбазариваешь, не рассматриваешь как источник энергии. Возникни этот проект в России, белого света он бы не увидел. Слишком уж близко к воображаемой возможности. Но основная причина того, что проект оказался у вас на рабочем столе, как раз в том, что он не имеет ничего общего с отечественным воображением. Одного этого достаточно, чтобы характеризовать его как возможность созданную. Ибо он пришел извне, и его главная притягательная сила — в заграничности. Для членов Политбюро в 1950-х гг. проект этот был, как джинсы для ихних отпрысков. Он им очень понравился. Тем не менее, они решили проверить ярлычок. И у них был способ.
XXXIII
А пока они там проверяют ярлычок, дорогой читатель, вот тебе чистые -без авторского вмешательства — факты. Гарольд Адриан Расселл Филби, которого приятели в Англии и особенно в России звали «Ким» (в России это прозвище ассоциаций с Киплингом не вызывало, будучи популярным — особенно в 1930-х годах — нововведением в советских святцах в качестве акронима «Коммунистического Интернационала Молодежи»), родился в Амбале, в Индии, в — как справедливо утверждает та самая марка — 1912 году. Его отец — Гарри Сент-Джон Филби, выдающийся английский арабист и путешественник, обратившийся впоследствии в мусульманство, был советником короля Ибн Сауда (угадайте, какой страны!). Малыш поступил в Вестминстер, а потом в Тринити-колледж в Кембридже, где изучал историю и экономику и был членом студенческого братства «Апостолы». После Кембриджа он работал внештатным сотрудником нескольких лондонских газет, в этом качестве в 1937 году отправился в Испанию освещать гражданскую войну и через некоторое время был взят в «Таймс», став ее военным корреспондентом. Вот, вкратце, что было известно об этом 26-летнем молодом человеке к 1940 году, когда его взяли на службу в «М-16» — отдел контрразведки легендарной британской Интеллидженс Сервис, где ему поручили вести дела, связанные с антикоммунистическим контршпионажем. По-видимому, по его собственной просьбе. За годы войны он быстро продвигается по службе, получает назначение в Стамбул и в 1946 году становится во главе отделения контрразведки по Советскому Союзу. Это высокая должность, но уже через три года он ее оставляет, поскольку его назначают первым секретарем в посольство Великобритании в Вашингтоне — то есть он становится главным связующим звеном между Интеллидженс Сервис и ЦРУ; в этом последнем, среди прочего, он становится близким другом Джеймса Энглтона -главы отдела контрразведки ЦРУ. В целом — великолепная карьера. За заслуги во время войны он произведен в Кавалеры Ордена Британской Империи, пользуется глубоким уважением в британском министерстве иностранных дел и в журналистской среде; предполагается, что он вскоре станет во главе Интеллидженс Сервис. Вот, вкратце, что было известно коллегам и начальству об этом 39-летнем мужчине в 1951 году, когда происходит нечто непредвиденное. Двое его старых приятелей еще по кембриджским временам -Гай Берджесс и Дональд Маклейн — оказываются советскими шпионами и сбегают в Советский Союз. Хуже то, что в головах осведомленных лиц по обе стороны Атлантики мелькает подозрение, что предупредил их об опасности Филби. Начинается расследование, доказательств нет, сомнения остаются, и его просят уйти в отставку. Жизнь несправедлива, и самые лучшие друзья могут подвести человека под монастырь. Так решили многие, в том числе в министерстве иностранных дел. Филби возвращается к журналистской деятельности — в конце концов, ему чуть больше сорока, — расследование, однако, продолжается. Есть же люди, которые никогда не унимаются! Но в 1955 году Гарольд Макмиллан, тогдашний министр иностранных дел Великобритании, в заявлении, зачитанном в Палате Общин, полностью освобождает Филби от подозрений в каких-либо неблаговидных поступках. Обеленный таким образом Филби, с подернутого легкой дымкой грусти благословения министерства иностранных дел, становится корреспондентом «Экономиста» и «Обзервера» в Бейруте, куда и отплывает в 1956-м, чтобы уже никогда больше не увидеть белых скал Сассекса.
XXXIV
Проходит три года, и московские товарищи в восхищении прищелкивают языком над представленным проектом. Но все равно они хотят проверить ярлычок. Ибо то, что — безупречная репутация для одних, огненные буквы на стене — для других. Они догадываются, что британцы не обнаружили компромата на данного англичанина, потому что доискивались его у англичан; они были обречены, ибо занимались тавтологией. Потому что задача «крота» -перехитрить своих. Что же касается русского конца, то, даже получи они к нему доступ, что крайне маловероятно, — они бы все равно ничего не узнали. Настоящее имя «крота», особенно «крота», пробравшегося столь высоко, неизвестно даже офицеру, ведущему его досье: в лучшем случае, это будет кодовая кличка или просто набор цифр. Только это и сможет вам рассказать самый осведомленный перебежчик, не говоря уже о том, что перебежит он прямо в объятия отдела контрразведки Интеллидженс Сервис, и угадайте, кто возглавляет этот отдел! Существуют только два человека, которые, возможно, знают имя «крота»: это нынешний советский руководитель контрразведки (а так высоко никакой британец никогда забраться не мог) и офицер-контрразведчик, который когда-то «крота» завербовал. Сержант по определению старше своего новобранца, и поскольку речь идет о 1950-х годах, сержант этот или уже умер или действительно руководит всей советской контрразведкой. Скорее всего, однако, он мертв, ибо нет лучше способа сохранить секреты новобранца, нежели сержанта убрав. И потом, в 1933 году, когда кембриджского выпускника завербовали (в возрасте 21 года), секретность не была такой тотальной, как сейчас, в 1950-х, когда мы занимаемся проверкой ярлыка, и старый бравый -нет, мертвый — сержант мог что-нибудь сболтнуть своему тогдашнему шефу (которого, скорее всего, тоже уже нет — чистки аппарата в 1930-х тоже проводились не за просто так), или же при вербовке присутствовал какой-нибудь свидетель, или сам глупый юный новобранец мог общаться с кем-нибудь, кто потом протух. В конце концов, именно приятели и подвели его под монастырь, хотя было время, когда они исправно доставляли отчеты обо всех делах Англо-Американской комиссии по атомной энергии. Хороши были голуби, да отлетались и дремлют теперь у нас на насесте. Ну, что было, то было и быльем поросло, но если мы хотим осуществить этот проект, нам нужно что-нибудь понадежней, чем заявление Макмиллана (дай ему бог здоровья!) в Палате Общин; нашему человеку нужен стопроцентный иммунитет против любых теноров, что поют оперу. Чтобы никаких сюрпризов, никаких голосов с того света, никаких скелетов в чулане. Так с кем там он общался, пока они не протухли? Где их свидетельства о смерти?
XXXV
А Орловского-то свидетельства и нет! И тут Вилли Фишер запевает на весь мир свою арию Абеля. А Орлов не хочет встречаться со старым приятелем. И они понимают, что либо он уже мертв, либо не склонен к самоубийству. И тогда они делают рывок на Ближний Восток — в Египет, Сирию, Йемен. Ирак, Ливию, -воспользовавшись созданной возможностью. Они вываливают на арабских лидеров из самолетов и пароходных трюмов лавину своих военных излишков, советников и бог знает чего еще, загоняя их страны в долги. И советники советуют лидерам вздуть цены на нефть, чтобы долги эти выплатить. И лидеры так и поступают: вздувают эти цены — непомерно и безнаказанно, потому что за ними стоят новые неверные с боеголовками. И Запад празднует труса и кричит «ООН!», но букву «н» уже опускает. И теперь все наши — верные и неверные — вместе ненавидят евреев. Все выходит точно так, как предсказал этот мужик.

Оцените:
( 11 оценок, среднее 2.82 из 5 )
Поделитесь с друзьями:
Иосиф Бродский
Добавить комментарий