შეაჩერე უდაბნოში

ახლა ლენინგრადში იმდენი ბერძენია,
что мы сломали Греческую церковь,
дабы построить на свободном месте
концертный зал. В такой архитектуре
есть что-то безнадежное. და კიდევ,
концертный зал на тыщу с лишним мест
не так уж безнадежен: это – храм,
и храм искусства. Кто же виноват,
что мастерство вокальное дает
сбор больший, чем знамена веры?
Жаль только, что теперь издалека
мы будем видеть не нормальный купол,
а безобразно плоскую черту.
Но что до безобразия пропорций,
то человек зависит не от них,
а чаще от пропорций безобразья.

Прекрасно помню, как ее ломали.
Была весна, и я как раз тогда
ходил в одно татарское семейство,
неподалеку жившее. Смотрел
в окно и видел Греческую церковь.
Все началось с татарских разговоров;
а после в разговор вмешались звуки,
сливавшиеся с речью поначалу,
но вскоре – заглушившие ее.
В церковный садик въехал экскаватор
с подвешенной к стреле чугунной гирей.
И стены стали тихо поддаваться.
Смешно не поддаваться, იმ შემთხვევაში, თუ
კედლის, а пред тобою – разрушитель.

К тому же экскаватор мог считать
ее предметом неодушевленным
და, რომ გარკვეული, подобным
себе. А в неодушевленном мире
не принято давать друг другу сдачи.
Потом – туда согнали самосвалы,
бульдозерыИ как-то в поздний час
сидел я на развалинах абсиды.
В провалах алтаря зияла ночь.
И я – сквозь эти дыры в алтаре
смотрел на убегавшие трамваи,
на вереницу тусклых фонарей.
და ეს, чего вообще не встретишь в церкви,
теперь я видел через призму церкви.

ოდესმე, когда не станет нас,
точнее – после нас, на нашем месте
возникнет тоже что-нибудь такое,
чему любой, кто знал нас, ужаснется.
Но знавших нас не будет слишком много.
ეს მოსწონს, по старой памяти, ძაღლები
на прежнем месте задирают лапу.
Ограда снесена давным-давно,
но им, უნდა იყოს, грезится ограда.
Их грезы перечеркивают явь.
Შესაძლოა, земля хранит тот запах:
асфальту не осилить запах псины.
И что им этот безобразный дом!
Для них тут садик, говорят вам – садик.
А то, что очевидно для людей,
собакам совершенно безразлично.
Вот это и зовут: «собачья верность».
И если довелось мне говорить
всерьез об эстафете поколений,
то верю только в эту эстафету.
საკმაოდ, в тех, кто ощущает запах.

Так мало нынче в Ленинграде греков,
да и вообще – вне Греции – их мало.
Მინიმუმ, мало для того,
чтоб сохранить сооруженья веры.
А верить в то, что мы сооружаем,
от них никто не требует. Одно,
უნდა იყოს, дело нацию крестить,
а крест нести – уже совсем другое.
У них одна обязанность была.
Они ее исполнить не сумели.
Непаханое поле заросло.
“შენ, сеятель, храни свою соху,
а мы решим, когда нам колоситься”.
Они свою соху не сохранили.

Сегодня ночью я смотрю в окно
и думаю о том, куда зашли мы?
И от чего мы больше далеки:
от православья или эллинизма?
К чему близки мы? Что там, წინ?
Не ждет ли нас теперь другая эра?
და თუ ასეა,, то в чем наш общий долг?
И что должны мы принести ей в жертву?

პირველ ნახევარში 1966

შეფასება:
( შეფასებები ჯერ არ არის )
გაუზიარე მეგობრებს:
ჯოზეფ ბროდსკი
კომენტარის დამატება